Гарант, 2009 г - страница 50

Гарант, 2009 г - страница 50

^ 6.2. Налоговые послабления для инвалидов

Налоговые послабления для инвалидов предусмотрены и налоговым законодательством.

Основные "инвалидные" льготы

Налоговые льготы для инвалидов проявляются как в отношении самих инвалидов, так и в отношении организаций, использующих труд инвалидов.

Например, в соответствии с п. 1 ст. 218 НК РФ инвалиды имеют право на получение дополнительных стандартных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДФЛ) (в размере до 3000 руб.), а также на освобождение от уплаты НДФЛ с компенсаций (полных или частичных), выплачиваемых работодателем (за свой счет или за счет Фонда социального страхования Российской Федерации) инвалидам в размере стоимости путевок (за исключением туристических) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, находящиеся на территории России (п. 9 ст. 217 НК РФ), сумм оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности (п. 22 ст. 217 НК РФ), сумм материальной помощи инвалидам, уволившимся по состоянию здоровья (п. 28 ст. 217 НК РФ) и некоторых других сумм.

Немало налоговых льгот предусмотрено и для организаций, использующих труд инвалидов, в частности:

- освобождение любых коммерческих организаций от уплаты ЕСН с сумм выплат, не превышающих в течение одного налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы (подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ), а также индивидуальных предпринимателей и прочих физических лиц с такой же суммы дохода от предпринимательской или иной профессиональной деятельности в течение одного налогового периода, если они являются инвалидами I, II или III группы (подп. 3 п. 1 ст. 239);

- доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации которые подлежат отнесению организацией в расходы в целях исчисления налога на прибыль (п. 23 ст. 255 НК РФ). Также предусмотрены некоторые другие возможности увеличения расходов, связанные с обеспечением труда инвалидов и их социальной защитой;

- освобождение от обложения НДС услуг, оказываемых инвалидам, включая медицинские услуги и услуги по уходу, а также реализацию технических средств для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (подп. 1-3 п. 2 ст. 149 НК РФ),

- некоторые другие налоговые послабления в отношении налогов, уплачиваемых как самими инвалидами, так и их работодателями, обслуживающими организациями и т.п.

Таким образом государство пытается заинтересовать организации в оказании инвалидам необходимых ему услуг и их трудоустройстве. Оказывается, что, приняв инвалида на работу, организация получает возможность снизить свои расходы в части налогов, связанных с его трудом и результатами его трудовой деятельности, а также рассчитывать на некоторую государственную поддержку. Так, работодатель, принявший на работу инвалида, во-первых, сможет не платить ЕСН с выплачиваемых ему денежных средств, которые не превышают в течение одного налогового периода 100000 руб.; во-вторых, получит возможность отнести в состав расходов затраты, связанные с доплатами инвалиду и прочими выплатами. А организация, оказывающая услуги инвалидам, сможет не уплачивать НДС со стоимости этих услуг.

Кроме того, особые налоговые преимущества закрепляются за общественными объединениями инвалидов и некоторыми иными организациями с участием инвалидов.

^ Льготное налогообложение объединений инвалидов

Поскольку деятельность общественных объединений инвалидов сводится к обеспечению и защите общих интересов инвалидов, состоящих в этом объединении, государство предоставляет таким организациям наибольшие налоговые преимущества. Одновременно подобные льготы предоставляются созданным ими организациям, а также учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

В ситуации, когда та или иная организация планирует воспользоваться определенной льготой, предоставляемой государством, нужно прежде всего обращать внимание на то, подпадает ли эта организация под указанную льготу.

^ Субъекты, пользующиеся льготами

В первую очередь наибольшими налоговыми преимуществами пользуются общественные организации инвалидов, включая союзы общественных организаций инвалидов.

На основании ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях) одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация. Вместе с тем согласно ст. 8 этого же Закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижений уставных целей объединившихся граждан.

В то же время в соответствии со ст. 33 Закона о социальной защите инвалидов общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей) составляют не менее 80%.

Аналогичное определение общественной организации инвалидов содержится в НК РФ: льготы предоставляются только объединениям инвалидов, в которых число инвалидов и их представителей не менее 80%.

Следовательно, для применения льготного налогообложения налогоплательщик должен, во-первых, подтвердить факт регистрации юридического лица как общественной организации инвалидов, во-вторых, соблюсти условие о числе инвалидов в общей численности членов организации.

В связи с этим перед нами встает вопрос: кого же следует считать членами организации инвалидов в целях определения процентного соотношения в данной организации числа инвалидов и лиц, не имеющих инвалидности, при решении вопроса о появлении у нее права на применение льготы по налогообложению?!

Статьей 6 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что членами общественного объединения, в том числе общественной организации, являются физические и юридические лица ─ общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать число членов общественного объединения, в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Итак, членом организации инвалидов, как и любого другого общественного объединения, может быть только лицо, подавшее заявление на вступление в эту организацию и принятое в нее на основании этого заявления в установленном порядке.

Свидетельствует ли это о том, что общественная организация инвалидов, привлекающая наемных работников, не являющихся членами этой организации, не будет учитывать их число при определении критерия численности? Это действительно так, что подтверждает и главное финансовое ведомство России.

Вопросу учета членов организации инвалидов в целях налогообложения посвящено письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 марта 2007 г. N 03-07-15/32*(55). В нем говорится, что законом организациям инвалидов не запрещено привлекать наемных работников для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям. Кроме того, налоговое законодательство не предусматривает отмены налоговых преимуществ в случае, если общественные организации инвалидов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг привлекают наемных работников.

Таким образом, общественные организации инвалидов, среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80%, вправе применять льготный режим налогообложения в отношении строительных работ, для выполнения которых в соответствии с заключенными договорами привлекаются наемные рабочие, включаемые в среднесписочную численность работников указанных организаций, при условии, что такая предпринимательская деятельность соответствует уставным целям указанных организаций.

Из указанного письма можно сделать следующие выводы.

Во-первых, законом не предусмотрен запрет организациям инвалидов осуществлять свою деятельность с привлечением наемных рабочих, а лишь вести ее самостоятельно, силами членов таких организаций.

Во-вторых, сама по себе инвалидность наемных работников, привлекаемых организацией инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, не имеет значения для применения ею налоговых льгот. Ни НК РФ, ни прочие законы, ни рассмотренное письмо Минфина России не ставят применение подобной организацией льгот в целях налогообложения в зависимость от факта инвалидности нанимаемых ею работников.

Более того, согласно ст. 37 Закона об общественных объединениях такие объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Однако перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений запрещено, поскольку эти доходы должны использоваться только для достижения уставных целей. В то же время вряд ли можно добиться уставных целей, если наемными работниками будут преимущественно инвалиды. Организация инвалидов для достижения своих целей может нанимать любых лиц и выплачивать им вознаграждение (заработную плату или иное вознаграждение), если они выполняют работу, направленную на достижение уставных целей.

Другой субъект, подпадающий под льготное налогообложение, направленное на защиту и поддержку инвалидов, - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. В данном случае речь идет об организациях со 100%-ным участием общественных организаций инвалидов.

Следует иметь в виду, что такие организации в полной мере могут воспользоваться льготами, предусмотренными для общественных организаций инвалидов, но только при соблюдении двух условий.

Во-первых, право на применение льготы по уплате налога ставится в зависимость от числа работников-инвалидов. Так, налоговые преимущества может получить организация, созданная общественным объединением инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%. В этом случае применение налогового послабления поставлено в зависимость от числа привлекаемых наемных работников-инвалидов в общей численности наемных работников. Смысл установления такого требования очевиден: если бы оно отсутствовало, получалось бы, что любая организация, чей уставной капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, могла бы применять льготу в целях налогообложения. А это в конечном счете повлекло бы за собой полный уход от уплаты налогов.

Во-вторых, доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда должна составлять не менее 25%.

Отметим, что направленность льготы для общественных организаций инвалидов совсем иная, чем для созданных ими организаций. В первом случае стимулируется оказание помощи для объединений инвалидов, сами инвалиды как социальная группа, нуждающаяся в поддержке, занимают в основном пассивную позицию. Вместе с тем льгота, предоставляемая организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, обычно имеет своей целью стимулирование труда инвалидов, т.е. их активной деятельности.

Отсюда и разница в юридической природе этих льгот. В том случае, когда деятельность самих инвалидов не важна, нецелесообразно было бы вводить условие о числе инвалидов среди работников и размере их оплаты. Напротив, если основанием для предоставления льготы является именно труд инвалидов, то необходимо было определить минимальную процентную долю этого труда в общем объеме производственной деятельности рабочих организации.

Кроме общественных организаций инвалидов и созданных ими организаций "инвалидными" льготами могут воспользоваться и учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Для этой категории налогоплательщиков нет ограничений ни по числу работников-инвалидов, ни по их доле в фонде оплаты труда.

Посмотрим, каков же состав налоговых преимуществ для указанных налогоплательщиков, которых в дальнейшем для простоты будут именоваться "организации инвалидов".


6871053456176555.html
6871138141083836.html
6871265847498865.html
6871398393493242.html
6871523347283337.html