Парамонова Л. Г. Как воспитать гения логопедия для всех - страница 17

^ Глава 15
НАРУШЕНИЕ ТЕМПА РЕЧИ ТАХИЛАЛИЯ
Тахилалия — это ускоренная речь (в переводе с греческого tachys — это «быстрый», «скорый»). При тахилалии, в отличие от заикания, не наблюдается речевых судорог и страха речи. Характерно и то, что в сложных и ответственных ситуациях речь страдающих тахилалией, в отличие от речи заикающихся, не только не ухудшается, но даже улучшается, что можно объяснить повышением самоконтроля над нею. От ускорения темпа (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) существенно страдает выразительность речи, её понимание слушателем.

Большую роль в происхождении тахилалии играет наследственная предрасположенность и значительно меньшую — подражание. Возникает тахилалия чаще всего в детстве, на фоне уже имеющегося у ребёнка невроза и заметно усиливается в пубертатном (13—15-летнем) возрасте. Для многих детей, страдающих тахилалией, характерна суетливость в поведении, повышенная моторная возбудимость, а также раннее развитие фразовой речи и склонность к многоречивости. На фоне тахилалии может появляться заикание, возникающее без видимого внешнего повода.

Методы преодоления тахилалии имеют много общего с методами преодоления заикания — здесь также необходимо комплексное медико-педагогическое воздействие. Проводится медикаментозное лечение, направленное на затормаживание двигательных реакций, и одновременно воспитывается более упорядоченное поведение ребёнка. В частности, его приучают доводить всякое начатое им дело до конца и делать его спокойно, без ненужной спешки и суеты. На этом более спокойном общем фоне легче будет замедлить и темп речи.

Преодоление тахилалии проводится преимущественно в процессе групповых занятий, поскольку коллектив для этих детей является большим сдерживающим началом. Работу лучше всего начать с режима молчания, что позволит успокоить ребёнка и несколько «приглушить» сформировавшийся навык быстрой речи. Затем речь вне логопедического кабинета должна быть резко ограничена, чем обеспечивается реальная возможность для контроля над нею. Используется как самоконтроль над речью, так и контроль со стороны окружающих (в виде постоянных напоминаний о необходимости говорить медленнее).

В ходе логопедической работы широко используется сопряжённая и отражённая речь (см. с. 303), позволяющая дать чёткий образец для подражания и в то же время задержать, замедлить стремительный речевой поток. Замедлению речевого темпа способствует и ритмическая речь, когда ритм задаётся путём отстукивания рукой или при помощи метронома. Обращается внимание на чёткое артикулирование каждого звука (для контроля можно использовать речь перед зеркалом), на достаточно длительное произнесение гласных, на соблюдение словесных и логических ударений. Широко используется чтение, в процессе которого особое внимание обращается на соблюдение знаков препинания. Замедлению речевого темпа способствует также усиление громкости голоса, увеличение расстояния до слушателя и пр. Очень полезно участие детей в художественной самодеятельности, чтение басен в лицах и любые другие упражнения в выразительной речи.

Для преодоления тахилалии чаще всего требуется проведение нескольких лечебных курсов.
^ БРАДИЛАЛИЯ (БРАДИФРАЗИЯ)
Под брадилалией понимается замедленный темп речи (в переводе с греческого bradys — медленный, phrasis — выражение). Это речь с вялой и нечёткой артикуляцией, с растягиванием гласных звуков, с удлинением пауз между словами, произносимая монотонным голосом. Такая речь производит тяжёлое впечатление и быстро утомляет слушателей. В основе брадилалии лежит замедленное протекание нервных процессов, что не только отражается на речи, но и проявляется в общей вялости и заторможенности человека. Брадилалия нередко наблюдается при олигофрении (умственной отсталости). Она может быть и следствием перенесенного менинго-энцефалита, а также травм и опухолей головного мозга. Вместе с тем, она встречается и как самостоятельное нарушение темпа речи у медлительных по своей натуре людей.

Для преодоления брадилалии используется комплексное воздействие. Большая роль отводится активизации нервных процессов, что достигается за счёт применения лекарственных средств и физиотерапии. Широко используются гимнастические упражнения и логопедическая ритмика с постепенным ускорением темпа движений. В необходимых случаях проводится общеукрепляющее лечение, на этом фоне существенно облегчается проведение логопедической работы с детьми.

В логопедическом процессе используются те же самые виды работы, что и при тахилалии, но не с замедлением, а наоборот, с постепенным ускорением темпа.
^ Глава 16
РАССТРОЙСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Необходимость отдельного рассмотрения нарушений речи у детей с неполноценным слухом объясняется следующим.

Во-первых, нарушение нормального функционирования одного из ведущих речевых анализаторов приводит к особенно серьёзным отклонениям в речевом развитии детей, на что нельзя не обратить внимание читателя.

Во-вторых, правильное понимание этой проблемы родителями и своевременное принятие ими коррекционно-профилактических мер позволит многое сделать для сохранения речи детей.

Случаи наследственной глухоты, передающейся из поколения в поколение, довольно редки. Что касается врождённой глухоты, то причинами её может быть недоразвитие слухового аппарата ребёнка (при действии вредностей на 4—5-й неделе внутриутробного развития) или его повреждение во второй половине беременности вследствие болезней матери, токсикозов, гормональных расстройств, резус-конфликта и пр. Причиной рано приобретённой глухоты может явиться асфиксия при рождении. Примерно в 80% всех случаев слух у детей нарушается в возрасте до 2 лет. Причинами этого могут быть детские инфекции (в особенности менингит, корь, скарлатина), отиты, применение антибиотиков (прежде всего — стрептомицина) и др.

Принято различать две основные категории детей с нарушением слуха: глухих и слабослышащих, а среди глухих — рано- и позднооглохших. Последние до наступления глухоты уже успели приобрести речь, поэтому в отношении них должна проявляться специальная забота о сохранении имеющейся речи. Беспокоиться об этом следует буквально с самых первых дней утраты слуха. (При наступлении глухоты в 3—5 лет и при отсутствии специальной работы над речью у ребёнка к школьному возрасту сохраняется лишь небольшой запас искажённых слов). В дальнейшем изложении мы больше не будем касаться проблемы глухоты и рассмотрим нарушения речи у детей при сниженном слухе.

Принципиальная разница между слабослышащими и глухими заключается в том, что имеющаяся у слабослышащих степень сохранности слуха позволяет им хотя бы в самой минимальной степени самостоятельно обогащать свой словарный запас, тогда как для глухих это полностью исключено.

Слабослышащие дети имеют разную степень снижения слуха. Принято различать три степени тугоухости, из которых самая тяжёлая — третья. Однако гораздо большее значение имеет не степень потери слуха, а состояние речи ребёнка, поскольку при одной и той же степени тугоухости возможности речевого общения могут быть весьма различными. В связи с этим комплектование школ слабослышащих осуществляется в основном не по состоянию у детей слуха, а по уровню их речевого развития.

Состояние речи у детей со сниженным слухом зависит от следующих условий:

  1. От степени снижения слуха (чем больше снижен слух, тем хуже условия для развития речи).

  2. От времени наступления тугоухости (чем раньше, тем хуже).

  3. От условий воспитания ребёнка, то есть от того внимания, которое уделяется развитию его речи. Этот последний фактор настолько важен, что во многих случаях он может «перевесить» первые два, причём в самых неблагоприятных случаях только на него и могут возлагаться все надежды.

Мы рассмотрим преимущественно нарушения речи у слабослышащих с первой степенью тугоухости, владеющих развёрнутой речью, тем более что часть этих детей обучается в общеобразовательных школах. К тому же, именно этой категории детей больше всего способны помочь сами родители.

Все имеющиеся у слабослышащих нарушения речи условно могут быть разделены на две большие группы — на непосредственно связанные со снижением слуха и на не связанные с его снижением. Ко второй группе нарушений следует отнести, например, заикание, дизартрию, открытую и закрытую органическую ринолалию, а также «моторные» формы дислалии и оптические дисграфии и дислексии. Эти виды речевой патологии у слабослышащих как по своей причинной обусловленности, так и по методам коррекционного воздействия приближаются к однотипным нарушениям речи у детей с нормальным слухом.

Что касается речевых расстройств, которые непосредственно связаны с неполноценностью слуховой функции, то они достаточно разнообразны. Однако если попытаться как-то объединить и обобщить все эти нарушения, то здесь правильнее всего будет говорить об общем недоразвитии речи на почве снижения слуха. И действительно, у слабослышащих детей речевая функция страдает в целом: нарушается как понимание речи окружающих, так и собственная произносительная речь ребёнка во всех её основных звеньях (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй). Рассмотрим кратко каждый из этих аспектов.

^ Понимание речи у слабослышащих страдает по причине неполноценности её слухового восприятия. Ведь прежде чем понять сказанное, нужно его правильно воспринять, то есть правильно услышать, что в условиях снижения слуха оказывается далеко не всегда возможным. Слабослышащий ребёнок вообще не воспринимает на слух некоторые звуковые частоты, что лишает его возможности различения многих звуков. В частности, высокочастотные звуки С и Ц в словах типа СВЕТ — ЦВЕТ в условиях проведённого нами специального исследования не различали 84% слабослышащих учащихся даже с преимущественно первой степенью тугоухости. А это значит, что для них существенно затруднено слуховое восприятие и последующее понимание тех слов, в состав которых входят эти звуки. Но ведь большинство слабослышащих не различает на слух далеко не одну пару звуков. Каким же образом им удаётся понимать речь окружающих?

Правильному пониманию речи в условиях неполного её восприятия может способствовать следующее:

Во-первых, учёт конкретной ситуации речевого общения. Допустим, ребёнок, не различающий на слух звуки П и Б, слышит в разговоре слово БОЧКА, которое для него звучит «неотличимо» от слова ПОЧКА. Если общая тема разговора посвящена разного рода заготовкам, то слабослышащий поймёт, что речь идёт о бочке для засолки овощей, а не о почке, которую можно застудить или которая может болеть. Если же говорят об операциях или болезнях, то это же самое «сомнительное» слово даже в условиях его изолированного произнесения будет истолковано в соответствии с темой разговора. И, наконец, третье толкование этому слову будет дано в ситуации сбора сосновых или ольховых почек.

Во-вторых, учёт смысла соседних слов. Например, ребёнок, не способный различить на слух слова ТУШЬ и ДУШ, безошибочно понимает их смысл в таких словосочетаниях: ГОРЯЧИЙ (или ХОЛОДНЫЙ, ТЕПЛЫЙ) ДУШ и ЧЁРНАЯ ТУШЬ.

В-третьих, учёт грамматической формы соседних слов. Так, различению слов ПАПА и МАМА может помочь ориентировка на окончание употреблённого рядом с ними глагола прошедшего времени: МАМА ПРИШЛА, тогда как ПАПА ПРИШЁЛ.

В-четвёртых, зрительное восприятие артикуляции «сомнительных» звуков, играющих решающую роль для понимания смысла слов. Естественно, что речь здесь может идти только о различающихся «по виду» звуках — типа С и Ш, З и Ж, П и Т, Б и Д и т. п. Опора на зрительное восприятие артикуляции звуков поможет различить слова типа МИШКА и МИСКА, ПАПА и TATA, БЕЛИТЬ и ДЕЛИТЬ и т. п.

Подобными способами «домысливания» в условиях затруднённого восприятия речи нередко пользуются и нормально слышащие люди (например, при разговоре по телефону или в шумном помещении), для слабослышащих же такое «затруднённое восприятие» имеет место постоянно. Однако для правильного «домысливания» необходимо иметь достаточный словарный запас и владеть основными грамматическими нормами языка. То и другое у слабослышащих оставляет желать лучшего, что будет видно из дальнейшего изложения. Следовательно, в вопросах понимания речи им трудно полностью компенсировать свою слуховую недостаточность, однако усовершенствование лексико-грамматической стороны речи улучшит и возможность её понимания.

^ Словарный запас слабослышащих детей отличается целым рядом своеобразных, типичных именно для этой категории детей особенностей. Основные из них следующие:

1. Малый запас слов. Их именно мало, потому что ребёнок со значительной степенью снижения слуха лишь немногое может самостоятельно уловить из речи окружающих и тем более прочно усвоить (имеются в виду те случаи, когда с ним не проводится никакой специальной работы по обогащению словаря).

2. Неточность понимания значений употребляемых ребёнком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета (УМЫВАТЬСЯ вместо УМЫВАЛЬНИК или вместо МЫЛО; ГОРЯЧИЙ вместо УТЮГ; ТЕМПЕРАТУРА вместо ТЕРМОМЕТР и т. п.). Приведённые примеры во многом объясняются всё той же бедностью словарного запаса — как говорится, «не до тонкостей», лишь бы уловить, о чём вообще идёт речь...

3. Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (так называемые «ослышки»). Слабослышащий нередко улавливает лишь общий ритмический рисунок слова, то есть количество слогов в нём и место ударения. С этой точки зрения слова внутри каждой из приведённых ниже групп могут восприниматься ребёнком как одинаковые:

^ КОЧКА — ГОРКА — КОШКА — НОРКА — ПОРКА;

МОЛОТОК — ПОТОЛОК — ПОРОШОК — ПЕТУШОК;

ВОРОТА — ВОРОНА — ХОРОШИЙ.

4. Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнаваемости слова, например: МОЙ вместо МОСТ; ПАРОЛЬ вместо ПАРОМ. Такие особенности произношения слов типичны именно для детей со сниженным слухом, что объясняется безударностью большинства окончаний в русском языке, а значит недостаточной разборчивостью их звучания. В таком приблизительном, усечённом виде они и усваиваются детьми. Это ещё лишний раз свидетельствует о необходимости особенно чёткого проговаривания каждого слова в процессе общения со слабослышащим ребёнком.

5. Опускание безударных приставок и суффиксов по причине недостаточно хорошей слышимости тех и других, например: БЕЖАЛИ вместо ПОБЕЖАЛИ или вместо ПРИБЕЖАЛИ; СТОЛ вместо СТОЛИК.

6. Выпадение согласных звуков при их стечении, например: ТРАУС или РАУС вместо СТРАУС; ЛОН вместо СЛОН.

7. Замены акустически близких звуков, не различаемых ребёнком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов (КОЛОС вместо ГОЛОС, ГАРДИНА вместо КАРТИНА).

Нередко при произнесении одного и того же слова может иметь место сразу несколько из перечисленных видов искажений, что изменяет слово до полной неузнаваемости, например: РАУТ вместо СТРАУС, АРОТ вместо КОРОБКА. Всё это вместе взятое позволяет судить о том, насколько неотчётливы и неустойчивы представления слабослышащего ребёнка о смысловом значении и звуковом составе употребляемых им в речи слов. Естественно, что это крайне затрудняет для него также процесс слухового восприятия и узнавания слов, произносимых окружающими людьми. Если бы даже ребёнок правильно услышал сказанные слова (чего на самом деле нет), то ему было бы трудно соотнести их с имеющимися у него далеко не точными их «копиями». Единственный способ как-то исправить это положение заключается в чётком и достаточно громком произнесении всех слов при разговоре со слабослышащим ребёнком. Только в этом случае он получит реальную возможность для того, чтобы с самого начала усваивать все слова в их точном значении и правильном звуко-слоговом и грамматическом оформлении.

^ Грамматический строй речи по уже рассмотренным выше причинам у слабослышащих детей также грубо нарушен. Связь между словами в предложении в русском языке выражается в основном при помощи окончаний и предлогов, которых многие дети со сниженным слухом в обычных условиях просто не слышат. А это значит, что они не могут овладеть практическим навыком согласования слов в роде, числе и падеже, что и приводит к тяжёлому и трудно преодолеваемому аграмматизму. Фразовая речь, по существу, часто просто отсутствует — имеется лишь набор грамматически не связанных между собой слов.

В течение всех лет школьного обучения педагогам с большим трудом и не всегда достаточно успешно приходится перевоспитывать изначально неправильно сформировавшуюся (или даже заново воспитывать вообще не сформировавшуюся) речь слабослышащего ребёнка. По этой причине хочется ещё и ещё раз призвать родителей к тому, чтобы при малейшей возможности постараться уже в самом раннем возрасте поставить развитие речи ребёнка на правильные «рельсы». И сделать это можно только путём максимального обеспечения её слышания. Мы не касаемся здесь достаточно эффективных специальных методов обучения, практикуемых уже в дошкольном возрасте, а говорим лишь о средствах, доступных самим родителям.

Звукопроизношение у слабослышащих детей не может формироваться нормально ввиду неполноценного функционирования одного из ведущих в этом плане анализаторов — речёслухового. Не слыша многих речевых звуков или воспринимая их на слух в «усечённом» виде (выпадают некоторые из составляющих эти звуки частот), ребёнок не может им правильно подражать (как помним, в ходе становления звукопроизношения речеслуховой анализатор как бы ведёт за собой речедвигательный). Это приводит к тому, что до 96% слабослышащих учащихся даже в старших классах школы имеют дефекты в произношении звуков речи, причём пребладающими являются полиморфные формы нарушения (на одного ребёнка приходится от 4 до 31 неправильно произносимых звуков).

Зная о большой «предрасположенности» ребёнка со сниженным слухом к дефектному произношению многих звуков, важно уже с самого раннего его возраста предпринимать в этом отношении необходимые профилактические меры (громкое и отчетливое произнесение звуков взрослыми и привлечение внимания ребёнка к артикуляции говорящего, о чем уже упоминалось выше). Однако при этом не следует «замыкаться» лишь на чисто «слуховой» стороне проблемы. Важно также обратить внимание на правильность строения речевого аппарата ребёнка и на подвижность его артикуляторных органов — и то и другое нередко бывает нарушено. Своевременное устранение этих не связанных с состоянием слуховой функции препятствий на пути к овладению правильным звукопроизношением значительно улучшит последнее даже при том же самом состоянии слуха.

Во всех случаях нарушения у детей слуховой функции необходимо возможно более раннее обращение к специалистам, что, однако, не может заменить повседневной заботы и помощи этим детям со стороны родителей.
6821628610995103.html
6821738053193656.html
6821906763197883.html
6822049566573450.html
6822253505049531.html