Учебное пособие подготовлено в соответствии с про­граммой курса по теории государства и права и основано на современных подходах к пониманию государства и права - страница 17

^ 23. Основные учения о праве
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были русские ученые Г. Тард («Социальные законы»), Л.И. Петражицкий («Теория права и государства в связи с теорией нравственности»). Наиболее логически завершенную форму данная теория получила в XX в.

Психологическая теория происхождения государства и права обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права. Можно выделить сле­дующие основные идеи теории:

- психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

- понятие и сущность права выводятся, прежде всего, через психологические закономерности: правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

- все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения. Разновидностью его считаются переживания по поводу карточного долга и др.

Достоинствами психологической теории считают:

- обращение внимания на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т.д. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии;

- повышение роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

- то, что источник прав человека «выводится» из психики самого человека.

Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права.

^ Теория естественного права. Как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представители данной теории: Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, М.Ф. Вольтер, А.Н. Радищев, СЕ. Десницкий и др.

Г. Гроций утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государ­ством), существует неизменное естественное право, т.е. то, «что соглас­но с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Человек рожда­ется с естественными неотъемлемыми правами.

Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.

Эта теория сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Естественное право выступало как некое идеаль­ное право, обусловленное природой человека, которому необходимо сле­довать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории человечества.

^ Историческая школа права. В первой половине XIX в. истори­ческая школа представляла собой одно из наиболее значительных и влиятельных направлений в философии права и в общей методологии юридической науки. Многие западные юристы подчеркивают заслуги этой школы в её борьбе с абстрактными рационалистическими тенден­циями «естественного права», указывают на то значение, которое имели новые, внесенные ею методы изучения исторического развития права и его древнейших источников. Представителями исторической школы права были немецкие юристы К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Густав Гуго.

По учению К.Ф. Савиньи, право - продукт «народного духа», твор­ческой деятельности целого народа в его единстве. Будучи выражени­ем «общенародного убеждения», оно растет и развивается органически, медленным, самопроизвольные историческим процессом, подобно язы­ку, а не создается в тот или другой момент жизни индивидуальным творчеством, сознательною деятельностью отдельных личностей или их совокупности. Оно состоит в тесной связи со всей остальной куль­турой народа - его нравами, учреждениями, искусством и т.д. - и развивается вместе с развитием последних. Перемены в одной сфере ведут к переменам в других, и лишь совокупный рост всех «сторон жизни» обеспечивает юридически правильный порядок. Поэтому за­кон и законодатель не является источниками права. Непосредствен­ный выразитель народного сознания- обычай или наука, выступа­ющая вместо обычая там, где «по сложности жизни» он не поддается непосредственному наблюдению, где раскрытие «общенародного убеж­дения» требует специальных, технических приемов. Эти последние со­стоят в изучении истории права, в которой проявляется деятельность «народного духа», и в особом методе разработки положений, добытых римскими юристами.

Под влиянием отчасти национального возбуждения, охватившего Германию после войны за освобождение, отчасти общего стремления к кодификации, характеризующего конец XVIII и первую четверть XIX в., в этой стране возникла мысль о создании гражданского уложения, которое объединило бы немецкий народ на почве одного национально­го права, уничтожило господство римского права и парализовало уси­ливающееся влияние французского кодекса.

Прежде чем приступать к изданию уложения, Германии необходи­мо было создать науку: она разработала бы право согласно с его суще­ством и национальным характером. В противном случае законодатель­ство даст лишь ряд произвольных положений и несовершенных юри­дических норм, которыми полны новые кодификации (с французским кодексом включительно). Эти общефилософские взгляды К.Ф. Сави­ньи на образование права, предложенная им практическая программа и, наконец, обстоятельно развитая им методология и стали основой учения исторической школы права.

Историческая школа права объясняется влиянием на развитие пра­ва исторически сложившегося быта. Истерическая школа права выдвинула идею о закономерности и непрерывности (постепенности) юри­дического развития. Эту теорию общественного детерминизма рассмат­ривают теперь как излишнюю крайность. Вместо неопределенного понятия народного духа, как творческого фактора общественной жиз­ни, современная наука выставляет более наглядные и определенные исторические силы.

^ Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в XIX в. как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из нравственности. Способствовала законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом (П.Р. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой).

Однако к концу XIX в. - второму десятилетию XX в. данная правовая школа претерпела существенные изменения. Главенствующее место в ней заняло так называемое чистое учение о праве, наиболее видным представителем которого был Г. Кельзен. Он и его сторонники противопоставляли право как «мир должного «миру сущему», т.е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы. Представители этой теории рассматривали их в отрыве от экономики. Политики, социальной структуры общества. Достигнутого уровня цивилизации. Они исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды.

Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности. А из государственного авторитета. Однако, казалось бы, вопреки этому само государство он выводит из права. Понимая под государством не учреждение властвования. А организацию и воплощение правопорядка. Поскольку право. По его мнению, также есть порядок должного поведения. Фактически он приходит к отождествлению государства и права.

Суть своих взглядов Кельзен выразил в сформулированном им «каучуковом» определении права, согласно которому оно есть «совокупность норм абстрактного должествования».

^ Примирительной теории права придерживаются западные на­учные круги, Г.Д. Берман, Э. Аннерс. Право возникло не для урегули­рования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений меж­ду родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определенные правила, которые устанавливали различные санкции, все это усложнялось, и таким образом возникло право. Внутри рода право появиться не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.

^ Регулятивной теории права придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка во всей стране, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

^ Социологическая теория права. Сложилась в первой трети XX в. первоначально в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Френк, Левеллин, Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, П. Сорокин.

Представители этого направления охватывают понятием «право» административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение которых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается.

Несмотря на различные модификации, общее во взглядах представителей этой теории на право состоит в том, что все они так или иначе понимают под ним совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правительства, судов и других госорганов и его должностных лиц».


6796742286741774.html
6796810165540791.html
6796941290667077.html
6797067991676632.html
6797169854222879.html